НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
СТАТЬИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ФЕДЕРАЦИЯ
МАСТЕРА
ФОТО
ВИДЕО
КОНТАКТЫ
 
КЛУБ «РАТНИК»
КЛУБ «ДЕТИНЕЦ»

Детско-юношеский центр спортивных единоборств Муромец-1999
Bulgarian Kempo
Реклама на сайте










СТАТЬИ

Сила богатырская

Где ты, новый Коловрат или Муромец,
неужели на Руси вы повывелись?

Денис Герасимов, «Думая о Руси»

Маньяк Чикатило, Шамиль Басаев, Збигнев Бжезинский... Поразительно, но все эти людоеды имели прототипов в русских былинах. Ведь ничего оригинального в жизни не происходит. Вновь соловьи-разбойники убивают детей-заложников, вновь идолища поганые призывают войска НАТО, чтобы, как в былине, «Божьи церкви все на дым спустить». Мы часто не задумываемся, насколько прошлое влияет на настоящее, и как древние былины похожи на современную жизнь. Именно они создают духовный стержень народа. Этот стержень – славное прошлое и память о его героях. Удивляет другое — где же современные положительные герои? Мы настолько отвыкли от них, что с радостью принимаем любого, кто хоть в чем-то лучше злодеев. И готовы наделить виртуального персонажа всеми мыслимыми добродетелями. В нашем сознании брешь. Мы стали идеальным объектом манипуляций. Как в романе Пелевина — нам выдумывают лидеров и героев, и мы следуем их лозунгам.

Отчего так? Почему в погоне за иллюзией причастности к истории мы не оглянемся на минутку, не задумаемся? Ведь Писание говорит: по плодам их узнаете их. И если мы оглянемся, то поймем, каким должен быть правильный герой. Он — не попсовик с телеэкрана. Не респектабельный политик, по мановению руки которого сыплются бомбы. Не африканский проповедник-диджей. И даже не Дед Мороз, появления которого мы ждем в ночь на первое января.

В ночь на первое января Церковь отмечает память настоящего Героя — преподобного Ильи Муромца, Печерского чудотворца, русского богатыря. Персонаж былин и святой, мощи которого покоятся в нашей Лавре, — одно и то же лицо. Былины богатырского цикла, сохранившиеся в центральной и северной России, и донские казачьи песни повествуют о богатыре, служившем киевскому княжьему престолу. О герое, хранившем Землю Русскую от кочевников и разбойников.

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

Из-за немощи ног Илья тридцать лет провел неподвижно, в смирении и молитвах Богу. И смирение было вознаграждено. Однажды к нему зашли старцы и попросили принести воды. Илья не сослался на болезнь. Он попытался подняться, и ему это удалось. А потом старцы предложили ему самому выпить принесенную воду, и с ней в Илью вошла сила великая... Эту силу он пронес через всю жизнь, употребляя ее только для того, чтобы «постоять за веру, за Отечество».

Основные враги Руси тогда, как и теперь, — внешние агрессоры и внутренние террористы — «соловьи-разбойники». Их никто не называл тогда, как убийц Беслана сейчас, «борющимся народом». Не было путаницы в мыслях. Поганые — они и есть поганые.

Напущает-то богатырь святорусския
А на тую ли на силу на татарскую.
Он спустил коня да богатырскаго,
Да поехал ли по той по силушке татарскоей,
Стал он силушку конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую,
А он силу бьет, будто траву косит.

А ныне... Ныне время обмана, заблуждений. Повсюду скрытые враги нашей веры и Родины пытаются навязать ложные стереотипы. Опорочить веру, историю и унизить наш народ. Слишком часто говорят, что христианство — религия слабых. Слишком часто говорят, что славяне — рабы. Слишком часто говорят, что мы дурни и должны принять волю каких-то «мудрецов» из-за океана.

Слаб, глуп и безволен только тот, кто верит этому. Для этого и показывают с младенчества микки-маусов да суперменов. А о родном — ни слова. Всего-то труда — заглянуть в былины, услышать Достоевского и Гоголя, разглядеть за мишурой «фабрики звезд» современных продолжателей истинной культуры.

Святость на Руси многомерна. Западному человеку не понять, почему проповедники и затворники, целители и воины равно почитаются нами. Почему и князь Мышкин, и Тарас Бульба для нас — равно православные христиане.

Мы чтим Илью Муромца, святорусского богатыря, одинаково как воина и как монаха. Он абсолютно реален. Более реален, чем любая картинка в телевизоре, будь то Санта Клаус, Рэмбо или президент США. Мы можем каждый день прийти к нему в Лаврские пещеры, увидеть раненую руку у сердца, сложенную в крестом знамении... Раны и телосложение подтверждают как паралич в молодости, так и военные подвиги затем. Начав воинское служение в тридцать лет, он совершает множество подвигов, командует войском киевского князя и не знает поражений. Затем, уже страдая от ран, затворяется в Киево-Печерском монастыре. Будучи признанным героем, Илья отличается кротостью и не держит зла на врагов.

Не всегда складывались у Ильи отношения с киевским князем Владимиром. Былинный Владимир — собирательный образ. В былинах его называют «Красным Солнышком», но к Илье Муромцу по времени ближе княжение Владимира Мономаха. И в темницу князь сажал богатыря, и куска хлеба ему не давал за долгие годы службы. Но Илья понимает, что правитель — всего лишь человек, а Русь нуждается в защите независимо от того, кто во главе державы.

Человек, отдающий время, энергию, а часто и саму жизнь ради Православного Отечества и веры отцов, не ради злобы или эгоизма, достоин называться святым.

Ведь разве не говорил Христос, что мир будет ненавидеть его учеников? Беречь неповрежденную Истину — тяжкое бремя. Легче уступить. Именно поэтому всю свою историю Православная Русь воевала. Слишком много слуг у князя мира сего. А нас все меньше и меньше. Легко пасть духом. Легко отречься от наследия предков.

...Говорил собака Калин-царь да таковы слова:
— Ай же старыя казак да Илья Муромец!
Да садись-ко ты со мной а за единый стол,
Ешь-ко ествушку мою сахарнюю,
Да и пей-ко мои питьица медвяныи,
И одежь-ко ты мою одежу дрогоценную,
И держи-тко мою золоту казну,
Золоту казну держи по надобью,
Не служи-тко ты князю Владимиру,
Да служи-тко ты собаке царю Калину.

Говорил Илья да таковы слова:
— А й не сяду я с тобой да за единый стол,
Не буду есть твоих ествушек сахарниих,
Не буду пить твоих питьицев медвяныих,
Не буду носить твоей одежи дрогоценныи,
Не буду держать твоей бессчетной золотой казны,
Не буду служить тебе, собаке царю Калину,
Еще буду служить я за веру за отечество,
А и буду стоять за стольный Киев-град,
А буду стоять за церкви за Господнии,
А буду стоять за князя за Владимира.

Но не отрекаются. Не соглашаются. И от Ильи Муромца до Жени Родионова, через кровавые поля великих битв проходит эстафета этой воинской святости. Сколько из читающих эти строки смогут ее продолжить? Иначе — катастрофа. Ведь...

— Нет жива-то старого казака Ильи Муромца,
Некому стоять теперь за веру за отечество,
Некому стоять за церкви ведь за Божии,
Некому стоять-то ведь за Киев-град.

Алексей СЕЛИВАНОВ Отрок.ua 1 марта 2005 года