НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
СТАТЬИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ФЕДЕРАЦИЯ
МАСТЕРА
ФОТО
ВИДЕО
КОНТАКТЫ
 
КЛУБ «РАТНИК»
КЛУБ «ДЕТИНЕЦ»

Детско-юношеский центр спортивных единоборств Муромец-1999
Bulgarian Kempo
Отрок.ua - Православный журнал для молодежи
Реклама на сайте
Rambler's Top100


СТАТЬИ

ПОСЛУШАНИЕ, МУЖЕСТВО, ДУХ

«Нет больше той любви, аще кто положит
душу свою за други своя».

(Ин. 15, 13)

Инструкторам боевых искусств, особенно работающим с детьми, довольно часто приходиться отвечать на вопросы, связанные с воспитательным наполнением тренировочного процесса, вопросы о том, как согласуется обучение «махать кулаками» с раскрытием этических, моральных и, наконец, духовных принципов.

Приведя ребенка к нам в Школу, родители интересуются не только нашими спортивными достижениями и профессиональным статусом инструкторов, но и тем, что мы сможем предложить «для души». Поскольку мы говорим о том, что воспитание в нашей Школе базируется на позициях Православного христианства, справедливо возникает вопрос, а что конкретно под этим подразумевается? В этой статье я сделаю попытку ответить на вопросы, связанные с тем, что называется воспитанием в традиции школ БИ вообще и нашей Школы в частности.

Прежде всего, хочется отметить, что воспитание своих адептов в определенной традиции именно и отличает Школу от спортивной секции. Причем, на мой взгляд, при правильной постановке вопроса воспитательный и, непосредственно, тренировочный — это не два различных, пусть даже параллельно шествующих процесса, а две неразрывно связанных составляющих единого процесса обучения. И, как показывает опыт, от правильной расстановки акцентов в этой сфере, во многом зависит конечный результат.

Вся воспитательная концепция Школы Славянского Кулачного боя заложена в ее девизе, который произносится перед началом каждой тренировки в наших залах: ПОСЛУШАНИЕ. МУЖЕСТВО. ДУХ. Этот девиз, произносимый каждым — есть его личный девиз и от того, насколько его слова соответствуют их практическому воплощению и зависит успешность его личной практики.

Итак, давайте рассмотрим какой смысл, вкладывается в слова девиза и в чем состоит его связь с Православием.

Согласно представлениям Православной антропологии человек трехсоставен: тело, душа, дух. Именно к этим составляющим человеческой природы и обращены слова девиза Школы.

Первое — ПОСЛУШАНИЕ, то с чего начинается связь новоначального ученика со Школой, ее традицией, правилами и принципами, с инструктором, с осознанием необходимости много и упорно работать, постоянно борясь со своими страстями и немощами, побеждаясь и восставая для нового сражения с собой (не правда ли очень созвучно с задачами христианской аскетики?), без послушания устоять на Пути новичку невозможно и именно по этой причине самый высокий процент отсеивающихся как раз на начальной стадии обучения.

Те, кто выдержал испытание послушанием и закрепился на начальной стадии подходят к следующему рубежу — испытанию МУЖЕСТВА. Если послушание касается прежде всего укрощения тела и его «пожеланий», то мужество — категория касающаяся сил души. Практика на следующей стадии обучения — это уже не формирование правильных двигательных стереотипов (базовая техника) и закладывание основ физических кондиций — это практика поединка и работа, связанная с болью, страхом (присущим каждому психически здоровому человеку), физическими нагрузками «на грани» и именно на этом уровне происходит психическое становление ученика. Но, к сожалению, здесь для большинства все и заканчивается.

ДУХ — это новый этап, дух — это то, что связывает человека с Богом, именно здесь выражается образ и подобие Божие в человеке. Став крепким телесно и мужественным, человек может реализовать свое мастерство как во благо так и во зло, как для защиты близких людей, Отечества, всех тех, кто в этой защите нуждается, так и в агрессивных, корыстных и злобных проявлениях и примеров тому немало.

Но есть у нас и другие примеры, которыми богато Предание Церкви — жития Святых воинов — воистину пример для воинов современных, повествование о том Кому эти люди посвятили свою доблесть, чем жили и за Кого умирали.

И, потому, бойцы, прошедшие испытание послушанием и обретшие мужество в сражениях, утвердившись на пути воина во Христе, приходят к стяжанию Духа, но это не конец пути, только теперь-то все и начинается, а конца уже не будет… ведь нет конца тем, кто идет.


А. Геркен