НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
СТАТЬИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ФЕДЕРАЦИЯ
МАСТЕРА
ФОТО
ВИДЕО
КОНТАКТЫ
 
КЛУБ «РАТНИК»
КЛУБ «ДЕТИНЕЦ»

Детско-юношеский центр спортивных единоборств Муромец-1999
Bulgarian Kempo
Реклама на сайте










СТАТЬИ

ПОСЛУШАНИЕ, МУЖЕСТВО, ДУХ

«Нет больше той любви, аще кто положит
душу свою за други своя».

(Ин. 15, 13)

Инструкторам боевых искусств, особенно работающим с детьми, довольно часто приходиться отвечать на вопросы, связанные с воспитательным наполнением тренировочного процесса, вопросы о том, как согласуется обучение «махать кулаками» с раскрытием этических, моральных и, наконец, духовных принципов.

Приведя ребенка к нам в Школу, родители интересуются не только нашими спортивными достижениями и профессиональным статусом инструкторов, но и тем, что мы сможем предложить «для души». Поскольку мы говорим о том, что воспитание в нашей Школе базируется на позициях Православного христианства, справедливо возникает вопрос, а что конкретно под этим подразумевается? В этой статье я сделаю попытку ответить на вопросы, связанные с тем, что называется воспитанием в традиции школ БИ вообще и нашей Школы в частности.

Прежде всего, хочется отметить, что воспитание своих адептов в определенной традиции именно и отличает Школу от спортивной секции. Причем, на мой взгляд, при правильной постановке вопроса воспитательный и, непосредственно, тренировочный — это не два различных, пусть даже параллельно шествующих процесса, а две неразрывно связанных составляющих единого процесса обучения. И, как показывает опыт, от правильной расстановки акцентов в этой сфере, во многом зависит конечный результат.

Вся воспитательная концепция Школы Славянского Кулачного боя заложена в ее девизе, который произносится перед началом каждой тренировки в наших залах: ПОСЛУШАНИЕ. МУЖЕСТВО. ДУХ. Этот девиз, произносимый каждым — есть его личный девиз и от того, насколько его слова соответствуют их практическому воплощению и зависит успешность его личной практики.

Итак, давайте рассмотрим какой смысл, вкладывается в слова девиза и в чем состоит его связь с Православием.

Согласно представлениям Православной антропологии человек трехсоставен: тело, душа, дух. Именно к этим составляющим человеческой природы и обращены слова девиза Школы.

Первое — ПОСЛУШАНИЕ, то с чего начинается связь новоначального ученика со Школой, ее традицией, правилами и принципами, с инструктором, с осознанием необходимости много и упорно работать, постоянно борясь со своими страстями и немощами, побеждаясь и восставая для нового сражения с собой (не правда ли очень созвучно с задачами христианской аскетики?), без послушания устоять на Пути новичку невозможно и именно по этой причине самый высокий процент отсеивающихся как раз на начальной стадии обучения.

Те, кто выдержал испытание послушанием и закрепился на начальной стадии подходят к следующему рубежу — испытанию МУЖЕСТВА. Если послушание касается прежде всего укрощения тела и его «пожеланий», то мужество — категория касающаяся сил души. Практика на следующей стадии обучения — это уже не формирование правильных двигательных стереотипов (базовая техника) и закладывание основ физических кондиций — это практика поединка и работа, связанная с болью, страхом (присущим каждому психически здоровому человеку), физическими нагрузками «на грани» и именно на этом уровне происходит психическое становление ученика. Но, к сожалению, здесь для большинства все и заканчивается.

ДУХ — это новый этап, дух — это то, что связывает человека с Богом, именно здесь выражается образ и подобие Божие в человеке. Став крепким телесно и мужественным, человек может реализовать свое мастерство как во благо так и во зло, как для защиты близких людей, Отечества, всех тех, кто в этой защите нуждается, так и в агрессивных, корыстных и злобных проявлениях и примеров тому немало.

Но есть у нас и другие примеры, которыми богато Предание Церкви — жития Святых воинов — воистину пример для воинов современных, повествование о том Кому эти люди посвятили свою доблесть, чем жили и за Кого умирали.

И, потому, бойцы, прошедшие испытание послушанием и обретшие мужество в сражениях, утвердившись на пути воина во Христе, приходят к стяжанию Духа, но это не конец пути, только теперь-то все и начинается, а конца уже не будет… ведь нет конца тем, кто идет.


А. Геркен