НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
СТАТЬИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ФЕДЕРАЦИЯ
МАСТЕРА
ФОТО
ВИДЕО
КОНТАКТЫ
 
КЛУБ «РАТНИК»
КЛУБ «МУРОМЕЦ»
КЛУБ «ДЕТИНЕЦ»

Детско-юношеский центр спортивных единоборств Муромец-1999
Bulgarian Kempo
Отрок.ua - Православный журнал для молодежи
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
Реклама на сайте
Rambler's Top100


СТАТЬИ

Историческая справка: кулачный бой

Кулачный бой — потеха сродни современному боксу, существовавшая в России начиная с глубокой древности до начала XX века. Существовало множество видов кулачных боёв и правила существенно варьировались.

Один из вариантов:

"Не бить по голове, особливо в лицо и лежачего, руки иметь в рукавицах и ни под каким видом не класть в них какой-нибудь тяжелой вещи."

Бои происходили обыкновенно в праздничные дни и при жилых местах, а зимой чаще всего на льду. Сначала пускали вперед как бы застрельщиков, мальчишек. За ними мало-по-малу группировались более взрослые, но главная партия противников оставалась в резерве, особенно известные по своей силе и искусству бойцы. Для возбуждения охоты нередко тут же били в накры и бубны.

О популярности именно стеношной формы кулачного боя, так называемых боях "стенка на стенку", свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, и изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, и скупые строки полицейских протоколов и государственных указов (как не вспомнить знаменитый указ Екатерины II, регламентирующий проведение стеношных боев в Санкт-Петербурге). Эти свидетельства дают исчерпывающее представление о правилах и формах этого состязания. Один из апологетов российского спорта барон Кистер, человек создавший один из первых в России гимнастических клубов и первым издавший на русском языке пособие по боксу и французской борьбе, в своей книге посвященной английскому боксу один из разделов посвятил описанию стеношного боя, ударов и защит, используемых в нем. Согласно свидетельствам очевидцев стеношные бои проводились в основном зимой и были приурочены к большим праздникам, но история сохранила для нас и другие примеры. Так, например кулачные бои проводились зимой на реке Сить (Ярославская область), где по преданию русские богатыри сражались с татарскими захватчиками. В Ливнах (Орловская область) игры и состязания также проводились в честь воинов, павших в битве с татарами В зимнее время стеношные бои проходили, как правило, на льду рек. Это было обусловлено прежде всего большим количеством участников (так, для примера, на Москве реке, на святки и масленицу в стенках собиралось до 20 тысяч бойцов) для которых в черте города сложно было найти место.

Именно для стеношного боя характерны те правила, которые знает каждый русский человек с детства: в спину не бить, лежачего не бить, "мазку" (того на ком кровь) не бить. Нарушение правил осуждалось обществом и виновного наказывала своя же команда.

Стеношный бой напоминал сражение двух армий с фронтальными и фланговыми прорывами, использованием оперативного резерва (так называемые записные бойцы), каждая стенка имела и своего предводителя - надежу-бойца, который, как правило, руководил действиями всей стенки и осуществлял прорывы.

В практически поголовном участии мужского населения в стеношных боях военные историки видят корень той стойкости и выучки, которую демонстрировали русские воины.

Стеношный бой давно привлекает внимание спортивных методистов и в модернизированном виде, под названием "коллективный бокс", до Великой Отечественной Войны даже было проведено несколько чемпионатов.

Но, считая стеношные бои только русской традицией, многие ошибаются, так известное новгородское предание о боях, которые происходили между двумя концами города на мосту через Волхов имеет аналогию со сведениями приводимыми болгарской исследовательницей Оливовой о праздничных коллективных боях, проходивших между молодежью на мостах Венеции. Там состязания начинались с одиночных боев, после чего в дело вступали и команды в полном составе.

Следующим по популярности видом состязаний были кулачные бои "сам на сам", где бойцы, выходя на поединок, бились на кулаках, нанося друг другу удары корпус и голову. Бились по различным правилам:

- до сбивания на землю ударом (до трех сбиваний)

- до первой крови

- до сдачи противника и признания своего поражения

Также существовал кулачный бой "удар на удар" или "раз за раз", когда противники наносили удары по очереди. Уклоняться от удара, отвечать на него, переступать ногами запрещалось, можно было лишь прикрыть руками наиболее уязвимые места.

Некоторые описания состязательных боев позволяют увидеть бой практически без правил. Противники бьют друг друга руками и ногами, бьют по голове, корпусу и срамным частям, но, закончив бой, троекратно обнимаются, демонстрируя, что не держат зла друг на друга. Другие свидетели описывают поединки, в которых удары наносились только в голову или только в корпус или вообще состояли из поочередного обмена ударами.

Историк Сергей Лабзюк